Мало для кого является секретом, что современный российский триколор является косплеем флага Нидерландов. Но не все задумывались над тем, почему именно эти цвета, за некоторыми исключениями, использованы в геральдике большинства славяноязычных стран.

Эти цвета мы видим на флагах: Словакии, Словении, Чехии, Сербии и даже любимой многими русофобами Хорватии. Болгарский триколор изначально повторял те же цвета, но потом во избежание путаницы с другими славяноязычными странами Балкан, синий цвет заменили на зеленый. В Черногории кроме официального флага, про-сербскими активистами также используется триколор, те же цвета используют живущие в Германии, лужицкие сорбы (хоть и в другой последовательности).

Как вы могли догадаться, это не случайные совпадения — так называемые «панславянские цвета» были приняты на конгрессе панславистов в Праге в 1848 году, и основой флагу панславянского движения послужил торговый флаг Российской Империи.

Так вышло, что большая часть славяноязычных народов в то время жили в составе германских государств или Османской Империи, и среди части интеллигенции зародилась идея, что славянским народам нужно не просто получить независимость, но ещё и «непременно объединится!» при чем, лучше всего под покровительством РИ, которая в мировоззрении панславистов играла ключевую, буквально сакральную роль «покровительницы и собирательницы славянских земель» при этом за своей русофилией, панслависты напрочь отказывались видеть национальное угнетение украинцев, беларусов, а позже и поляков в РИ.

Интересно отметить, что ещё раньше прикрываясь именно славянофильскими лозунгами Польша оправдывала притеснение кашубов, мазуров, тех же украинцев и беларусов, к тому же времени относится утверждение что «русины есть часть единого польского племени, оторванного схизмой от корня», позже ту же концепцию повторяла в зеркальном отображении идея «триединого русского народа».

Было и движение так называемых неославистов, которые уделяли России в деле объединения славян меньшую роль. Кстати на идеях неославистов, во многом была создана Югославия, где хорваты, словенцы и босняки по сути стали заложниками великосербского шовинизма, и как все это закончилось мы отлично помним. Даже такое компактное панславянское образование как Чехословакия оказалось не жизнеспособным в длительной перспективе.

Чтобы опередить некоторые комментарии: автор в курсе что этногенез русского народа во многом состоялся на основе финно-угорских племен междуречья Оки и Волги (так что, не спешите радоваться, карельские русофобы — вы ближайшие родственники рузке). Тем не менее, это не мешало панславистам именно РИ воспринимать как идеал славянского государства и нужно сказать, что сама РИ приложила немало усилий для создания такого образа. «Славянская карта» была козырной картой РИ, а позже СССР и использовалась как для подавления внутренних национальных движений, так и для расширения сферы влияния во внешней политике.

И не смотря на то, что большинство славяноязычных стран на сегодня являются членами ЕС и относятся к западной культурной сфере, именно славянофильские движения и организации в этих странах, являются как правило крайне русофильскими и антизападными, достаточно упомянуть что ещё в 2013 году панслависты и евразийцы проводили совместный конгресс посвященный родству обоих движений. Так же интересно, что раньше на международный съезд панславистов приглашали, чуть более чем полностью поехавшую ватницу, Витренко — как представителя Украины.

Кстати, пару слов про Украину, ведь эта страна сейчас невольно оказалась в роли главной точки сопротивления «Русскому миру». Конечно не стоит опускаться до уровня теорий заговора, но нужно признать что символика выполняет и сегодня свою миссию, хотя бы посредством визуальных ассоциаций. В этом плане очень символично, что и сепаратистское движение закарпатских русинов и крымская автономия и даже полу-виртуальная «новороссия» используют все те же красно-бело-синие панславянские цвета, а один из самых популярных образов врага ваты, в актуальном конфликте, это «жиды и пиндосы, которые хотят поссорить славян!».

Интересно, что кроме Боснии и Герцеговины, Украина единственная славяноязычная страна, на флаге которой нет красного цвета. Вообще среди славяноязычных стран сочетание лазурного и желтого не имеет особого распространения, в отличии от тюркских народов к примеру, многие из которых очень благосклонно относятся к Украине и украинцам. В этом смысле показательно, что именно тюркский желто-голубой, татарский Крым в час нужды оказался лоялен Украине, в то время как Крым под панславянским триколором стал символом предательства. Можно вспомнить и то, что влияние таких тюркских народов как хазары, половцы и печенеги, на этногенез и культуру украинцев сложно переоценить.

Ещё, желто-синий это цвета такой прекрасной страны как Швеция, той страны, на стороне которой выступал Иван Мазепа против российского самодержавия и той страны которая в новейшее время, сильнее всего из западно-европейских, лоббировала подписание ассоциации с ЕС Украины. С территории современной Швеции в свое время пришли готы, а позже варяги, оставившие также свой вклад в этногенез украинского народа.

А ещё сочетанием синего и золотого пользовались ранние сионисты, многие из которых были родом из сегодняшней Украины, кстати движение сионистов оказалось на поверку более успешным чем движение панславистов. В заключение хотелось бы привести цитату одного из самых выдающихся деятелей сионизма: Владимира Жаботинского, уроженца Одессы, посвятившего всю свою жизнь созданию еврейского национального государства в Палестине. В своей публицистике он для наглядности часто рассматривал общие проблемы национальных движений, начала 20-го века:

«Специфическую культуру создают не «расы» и не «племена» (да и вообще эти термины так неопределенны и расплывчаты, что теперь ими надо пользоваться только с величайшей осторожностью): культуры создаются национальностями, и каждая из национальностей ревниво бережет свою культуру и противится, когда сосед ей навязывает свою, хотя бы этот сосед числился ей двоюродным братом «по расе» и единоутробным «по племени». Хорваты и словенцы — и тесные соседи, и близкая родня по расе, племени, вере и т.д., и даже языки их куда ближе друг другу, чем русский с украинским; однако это две разные национальности с двумя разными культурами. Венгерские словаки — ближайшая родня чехам, настолько близкая, что словацкое население соседей Моравии считает своим национальным языком чешский: но словаки Венгрии считают себя словаками, ревниво берегут отличия в своем диалекте, охраняют свою литературную речь от чешских оборотов и, насколько это мыслимо при мерзостях мадьярского режима, творят свою словацкую, а не чешскую культуру.

Ибо для этого творчества ни этнология, ни даже филология не указ. Для него указ — национальное сознание. Кто «украинец по национальности», для того все остальное родство по племени, по расе, и тд может иметь только побочное значение: при выборе культуры решающий голос принадлежит не «расе», не «племени», а осознанной национальности.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *