первая мировая: между романтикой и грязью.

в этом году исполняется 100 лет с начала первой мировой войны . в германии выходит много книг, посвященных этой дате . в том числе — свидетельства современников.

название этой книги несколько сбивает с толку: "война со всех сторон" . подзаголовок лишь отчасти проясняет ситуацию: "проза времен первой мировой войны" . то есть понятно, о какой именно войне идет речь.

но ошибочно представление, что в нее включены фрагменты не только из немецких, но также из французских, английских, русских книг, рассказывающих о войне 1914-1918 годов . "все стороны" здесь — это те немецкие и австрийские авторы, которые прославляли и романтизировали войну, а также те, кто рисовал отвратительную ее реальность, грязь и ужасы . грубо говоря: немецкие и австрийские милитаристы и пацифисты.

но ярлыки эти, как и всякие ярлыки, не совсем точны . литературоведу, известному публицисту и историку вильхельму круллю (wilhelm krull), составившему сборник, очень хорошо удалось это показать . так, книгу открывает отрывок из нашумевшей в свое время книги вильгельма ламшуса (wilhelm lamszus) "человеческая бойня", опубликованной в 1912 году, еще до начала войны . ламшус был школьным учителем и педантом . он детально, с малоприятными подробностями, описал действие новейших пулеметов, бомб и снарядов . книга ламшуса была задумана как предостережение, но скоро стала беллетристической сенсацией и была популярна как среди пацифистов, так и среди профессиональных военных.

о том, как действие этого оружия выглядело уже на поле боя, рассказывают многие авторы, которых крулль включил в свой сборник . достаточно назвать, например, леонгарда франка (leonhard frank), чей сборник новелл "человек добр" считается классикой антивоенной литературы, и очень интересного немецкого писателя мартина берадта (martin beradt), позже бежавшего от преследований нацистов в сша и практически забытого сегодня в германии . "землекопы" — название его впечатляющего описания "окопной войны" . лейтмотив книги: все участники войны, кроме, может быть, укрывшихся в штабах спесивых генералов, — жертвы.

"война со всех сторон" рассказывает не только о фронтовых реалиях . австрийский публицист альфред фрид (alfred fried), известный пацифист, получивший в 1911 году нобелевскую премию мира, рассуждает о политической подоплеке противостояния и том, что обострения конфликта между австро-венгерской монархией и сербами можно было бы избежать, если бы существовала авторитетная международная организация, которая сыграла бы роль посредника между враждующими сторонами . фрид довольно детально описал механизмы такого посредничества, которое станет реальностью лишь спустя четыре десятилетия, после создания организации объединенных наций.

разумеется, у читателей сборника не должно быть ложного впечатления, что все интеллектуалы начала хх века были сплошь пацифистами . как обещает название книги, показана и другая сторона . ее представляет, в частности, знаменитый "красный барон" манфред фон рихтгофен (manfred von richthofen), аристократ и легендарный воздушный ас первой мировой войны, сбивший 80 самолетов противника . "красным бароном" его называли потому, что он покрасил в красный свет фюзеляж своего самолета.

крулль включил в свой сборник записи из дневника рихтгофена . тот как раз сбил шестнадцатый аэроплан противника, получил высшую награду германии и стал командиром эскадрильи, в которой летали лучшие летчики . с удовлетворением пишет фон рихтгофен о том, что он признанна родине воздушным асом номер один: "это была моя цель, и я ее достиг" . спустя год "красный барон", увлекшийся преследованием очередного противника, погибнет от пули австралийского пехотинца, стрелявшего с земли . но до сих пор имя фон рихтгофена окружено романтическим ореолом.

романтический образ не какого-то отдельного героя, а всей мировой войны создал в своих произведениях эрнст юнгер (ernst jünger) . его роман "в стальных грозах" — литературный апофеоз войны, ода тем самым пулеметам и снарядам, о которых с таким ужасом писал ламшус в своей "человеческой бойне" . война по юнгеру — очистительный акт, а убийство врага — наслаждение . "работа сделана, — пишет он, — если мой выстрел за 150 метров сразит англичанина, который сложится пополам, как перочинный ножик".

роман выдержал в германии семь переизданий, был невероятно популярен в период между двумя мировыми войнами . сегодня эта восторженная ода братоубийственной катастрофе кажется, по меньшей мере, странной . но как бы там ни было, роман "в стальных грозах" — литературная и историческая веха, и картина была бы неполной, если бы крулль не включил фрагменты из этой книги в свой сборник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *